Любовь и голуби

Картина "Любовь и голуби" поставлена по одноимённой пьесе, вышедшей из-под пера драматурга Владимира Гуркина в 1981 году. У Нади и Василия Кузякиных были реальные прототипы по фамилии Кузякины и жили они по соседству с Гуркиным в шахтёрском городе Черемхово, малой родине драматурга. В жизни Василий был угольщиком, как в кино он влюбился на курорте в интеллигентную коллегу, и как в кино любовь к жене вернула Василия в семью.

История эта произошла, когда сам Гуркин был ещё малышом. О соседской семейной драме с хорошим концом он узнал от бабушки. В жизни Кузякин тоже познакомился с разлучницей на курорте "органов движения", поэтому, завершая рассказ о судьбе соседей, бабушка всегда повторяла: "Оторвать бы ему эти органы движения". Эта фраза, как вы знаете, вошла в пьесу и в фильм. Хороший писатель ничего не выдумывает, поэтому в жизни Гуркина был и дядя Митя, и баба Шура, и, конечно же, голуби, которых разводил дядя драматурга. Раису Захаровну он знал лично. По словам Гуркина, фамилия этой женщины слишком известна черемховцам, чтобы её называть. Историю с ненастоящей смертью от "инфаркта микарда" Гуркин тоже подсмотрел в жизни. Она случилась в Омском театре, где тогда работал драматург. Один из артистов "похоронил" коллегу и рассказывал всему театру обстоятельства её смерти, пока она сама не пришла в театр.

В Черемхово пьеса с успехом шла в местном драматическом театре, а в 2011 году супругам Кузякиным из "Любовь и голуби" поставили в шахтёрском городе памятник. В том же году Черемховскому театру присвоено имя Владимира Гуркина.

Через московских коллег и приятелей Гуркина пьеса попала к Галине Волчек в "Современник". Галина Борисовна быстро поняла, что у неё в руках потенциальный хит, лично приехала в Омск, получила разрешение на постановку и упросила автора пока никому не давать пьесу, чтобы "Современник" был первым. Поставил пьесу режиссёр Валерий Фокин.


Народная история про любовь и измену просто обязана была попасть на экран. Именно так подумал Владимир Меньшов, посмотрев шедший с колоссальным успехом спектакль в "Современнике". Как и Волчек, он лично отправился в Омск, рассказал Гуркину о планах экранизации. Пока Гуркин переделывал пьесу в киносценарий, Меньшов отправился искать актёров.


Режиссёр не хотел полностью копировать спектакль, поэтому не собирался брать артистов из "Современника". Только Нина Дорошина, игравшая Надю в театре, перекочевала со сцены в фильм. Перепробовав множество талантливых и даже гениальных актрис режиссёр убедился, что лучше Дорошиной эту роль простоватой, вспыльчивой, но доброй Нади никто не сыграет.

В роли Раисы Захаровны Владимир Меньшов изначально видел Татьяну Доронину. Доронина успешно прошла пробы, но в итоге отказалась от роли. В интервью "АиФ" в 2020 году Владимир Меньшов так объяснил отказ Татьяны Васильевны: "Что-то у неё тормозилось внутри". Такая же история была с любимой актрисой Эфроса Ольгой Яковлевой. Съёмки фильма начались без Раисы Захаровны, а потом вдруг как-то сразу Меньшов и его помощница подумали о Людмиле Гурченко, и она идеальна вошла в уже набранный актёрский состав.

Известно, что на роль Василия пробовался Сергей Юрский, в итоге получивший роль дяди Мити. А Александр Михайлов, которого Меньшов с самого начала видел в главной роли, долго отказывался, не понимал персонажа, да к тому же он на 10 лет младше Нины Дорошиной, ему казалось, что он будет глупо смотреться в кадре с ней. Когда же наконец Михайлов согласился и сыграл первую сцену с Дорошиной, всем сразу стало ясно, что лучше актёров на роль Василия и Нади просто нет в природе. "Вот он какой, Вася…" - сказал тогда Владимир Меньшов.

Снимали картину в Карелии, в городе Медвежьегорске. Название города сыграло решающую роль в выборе натуры. Меньшову нужна была холмистая местность, он увидел на карте Медвежьегорск и подумал, раз "горск", значит там горы. Название его не обмануло. Съёмочный процесс картины складывался очень удачно. Всё и все были на своих местах.


Актёры быстро прониклись нужной атмосферой, поэтому придумывали в кадре фразочки и действия в духе гуркинской пьесы. "Извините, что помешал вам деньги прятать", "Ну почему же крашеная, это мой натуральный цвет!" и другие фразы были импровизацией. Все они вошли в народ.


Владимир Меньшов существенно обогатил сценарий Гуркина. Он дополнил роль Раисы Захаровны, придумал, что она увлекается экстрасенсами и телекинезом. Сцена погони за дядей Митей - это тоже придумка режиссёра. Киношные "добавки" поначалу Гуркину не понравились, но потом он целиком принял фильм и назвал его родным.

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: